Утомление и безопасность мореплавания

Современный транспорт » Анализ эффективности маневрирования » Утомление и безопасность мореплавания

Страница 1

Специалисты, занимающиеся исследованиями аварийных ситуаций и причин их повлёкших, предлагают считать, что утомление – это состояние, развивающееся под влиянием тяжелого или длительного труда и выражающееся в комплексе физиологических сдвигов организма, понижающих его работоспособность. Так же следует отличать состояние утомления от состояния усталости: первое заключается лишь в физиологических сдвигах организма, ведущих к снижению его возможностей, а второе – в психическом переживании этого факта.

М.А. Котик и А.М. Емельянов уточняют, что «…рост состояния усталости и утомления часто идет со сдвигом во времени: если работа очень важная и интересная, то усталость появляется позднее, лишь после возникновения высокого уровня утомления; при неинтересной же работе – наоборот, уже небольшое утомление вызывает сильную усталость». По мнению этих авторов, возникновение утомления представляет собой следствие конфликта между возможностями человека и требованиями, предъявляемыми к его работе. В состоянии утомления организм, несмотря на снижение его возможностей, за счет внутренней мобилизации энергии в той или иной мере способен сохранять требуемую надежность работы. Но если в одном случае затраты организма могут быть в каких-то допустимых пределах, при которых его состояние оценивается как «адекватная мобилизация», то в другом они могут и выходить за установленные пределы, порождая так называемое состояние «динамического рассогласования», ведущее к разрушению деятельности, накоплению патологических сдвигов в организме, что характеризуется как переутомление. Основное отличие этого состояния от обычного утомления заключается в том, что утомление после соответствующего отдыха всегда снижается, а для устранения переутомления требуется уже медицинское вмешательство». [3].

В. Торский и В. Топалов приводят рабочее определение понятия «утомление», принятое в 1990 г. подкомитетом ИМО по подготовке персонала. В соответствии с определением, предложенным делегацией США, «утомление – состояние, являющееся результатом продолжительных периодов деятельности и недостаточного отдыха, которое проявляется в снижении уровня физических и психических рефлексов и неспособности к логическому мышлению». По определению же Международной федерации ассоциаций морских капитанов (МФАК), «утомление – заметное снижение производительности труда человека вследствие чрезмерной физической нагрузки, влияния физиологических и других, еще не определенных факторов».

В ноябре 1993 г. ИМО принята специальная резолюция «Факторы усталости при укомплектовании экипажей и обеспечения безопасности». Усталость определена в ней как снижение производительности труда человека, его физических и умственных способностей и (или) ухудшение способности делать обоснованные выводы. Усталость вызывается действием таких факторов, как чрезмерные нагрузки на работе – длительные периоды умственной и физической активности, неполноценный отдых, неблагоприятные условия внешней среды (погода, ледовая обстановка, интенсивность движения судов), стресс, межличностные взаимоотношения, физиологические факторы, такие как высокий уровень воздействия шума, вибрации, тепла или холода.

В небольших экипажах появлению усталости способствуют чувство одиночества, дефицит общения. Оторванность от берега, отсутствие связи с семьей, однообразие обстановки порождают скуку, снижают стимуляцию к деятельности и также способствуют усталости.

Воздействие факторов усталости на членов судового экипажа, ответственных за обеспечение безопасности плавания, не раз приводило к тяжелым последствиям.

Вахтенный помощник капитана ТБ-73 «Гауя» заступил на вахту без рулевого после 15-часовой работы по обработке улова. На вахте он уснул, и судно выскочило на прибрежную отмель.

Страницы: 1 2 3

Популярное на сайте:

Производственно-технической базы предприятия
Автотранспортный цех ООО «Котласский ЛДК» осуществляет перевозки грузов и пассажиров по планам и заданиям, устанавливаемым вышестоящей организацией. Кроме того, автотранспортный цех производит техническое обслуживание и текущий ремонт, а также хранение подвижного состава. В состав АТЦ ООО «Котласск ...

Выбор соединения зубчатых колес, шкивов с валами
Исходные данные: Выбираем шпоночные соединения. [2] стр. 301-304. Для диаметра , выбираем сечение шпонки:, , . длину шпонки принимаем: . Проверяем шпонку на смятие: . Для диаметра мм выбираем шпонку с сечением:, , . проверяем шпонку на смятие: . Для диаметра мм выбираем шпонку с сечением:, , длину ...

Гидродинамический расчет
Рис №14. Гидролокатор бокового обзора. Расчет равновесия БС Гидролокаторы бокового обзора, используемые для морских исследований, являются подводными буксируемыми системами (БС). Для обеспечения их буксировки на определенной глубине необходимо заглубляющее устройство-углубитель (депрессор). Компоно ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transpostand.ru