Утомление и безопасность мореплавания

Современный транспорт » Анализ эффективности маневрирования » Утомление и безопасность мореплавания

Страница 2

Второй помощник капитана БМРТ «Лазурит» весь день был занят приемкой снабжения и заступил на ночную вахту, не успев отдохнуть. Находясь в состоянии усталости, он в течение почти двух часов вахты при плавании вблизи берега не вел наблюдение за окружающей обстановкой ни визуально, ни с помощью РЛС. Место судна определил только один раз, допустив ошибку в несколько миль. Случайно поднявшийся на мостик второй механик увидел берег прямо по носу, но судно находилось уже в такой близости к нему, что избежать посадки на мель было невозможно.

При круглосуточной вахтенной службе лицам судового экипажа приходится неоднократно в течение суток возвращаться к производственной деятельности. Так, для капитана характерно от 5 до 9 рабочих периодов в сутки, для судоводителей – помощников капитана не менее 4–5, рядовых вахтенных – 2–4. Подобный режим труда вызывает прерывистость, а, следовательно, неполноценность сна, что отрицательно сказывается на работоспособности плавсостава. Разовая продолжительность ночного сна значительного числа вахтенных не превышает 3–4 ч. [4].

Официальные руководства по расследованию аварийных случаев и выявлению их причин и предпосылок, как правило, игнорируют утомление как фактор, ведущий к аварии. Точно так же отсутствует указание на соответствующий фактор и в классификационной таблице причин аварийных случаев, приведенной в приложении к ПРАС. Исключение составляет причина «сон на вахте», которая рассматривается как вид нарушения трудовой дисциплины. Такой подход обуславливает заведомо обвинительный характер расследования аварийных случаев и нацеливает расследующий орган на поиск виновных, организм которых не выдержал перегрузки, вызванной независящими от них обстоятельствами, – вместо выявления действительных виновников, не обеспечивших надлежащий режим труда и отдыха судовых специалистов.

Особое внимание следует обратить на рекомендацию, содержащуюся в Конвенции ПДМНВ-78, в соответствии с которой правительства стран – участников Конвенции должны на основании информации, полученной в результате расследования аварий, постоянно анализировать установленные ими нормы, определяющие меры по предотвращению усталости. Несомненно, эта рекомендация требует внесения изменений в действующее Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами с тем, чтобы в нем нашли отражение факторы, связанные с утомлением как предпосылкой аварийных случаев. [5].

Как отмечается в резолюции Ассамблеи ИМО А.772 (18) «Факторы усталости при укомплектовании экипажей», для предупреждения усталости большое значение имеет основательность подготовки членов экипажа, их пригодность к работе на судах по медицинским показаниям, надлежащий опыт работы, квалификация и компетентность.

Резолюция А.772 (18) ИМО среди мер, которые должны способствовать предупреждению усталости членов экипажа при эксплуатации судна, выделяет требования, рекомендации, стандарты и публикации, имеющие отношение к факторам усталости, которые должны учитываться при проектировании и модификации судов, так же как и достижения эргономики.

Конструкция судового оборудования не должна быть источником факторов среды на рабочем месте, ведущих к понижению работоспособности человека из-за неблагоприятного воздействия на него температуры, влажности, загазованности и запыленности воздуха, шума, освещенности, вибрации. [6].

Исключительное внимание вопросам предотвращения усталости уделено в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с поправками к Приложению к Конвенции, принятыми Конференцией 1995 года) [7].

Правило VIII/1 Конвенции «Годность к выполнению обязанностей» требует от Администрации – правительства каждого государства – участника Конвенции, под флагом которого судно имеет право плавания, установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала, несущего вахту. На ответственности Администрации лежит и другое требование: организовать систему несения вахты таким образом, чтобы усталость вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты.

Страницы: 1 2 3

Популярное на сайте:

Геометрический синтез прямозубого внешнего зацепления
Задачей синтеза является определение размеров и качественных показателей (коэффициента перекрытия, относительного скольжения и удельного давления) зубчатого зацепления. В данной работе выполнен синтез двух зацеплений: нулевое и неравносмещенное. Проектируя зубчатые колеса необходимо учитывать кроме ...

Нормирование маневровых операций
Для правильной организации маневровой работы необходимо знать затраты времени на каждый вид маневровой работы, т. е. нормировать эту работу. Необходимо рассчитать нормы времени на расформирование составов, нормы времени на формирование сборного и участкового поезда. В расчет технических норм времен ...

Обеспечение живучести и спасения
Система пожарообнаружения и сигнализации На судне имеется станция пожарной сигнализации типа «TEMPO 23AF» панель управления, которой, находиться на ходовом мостике. Система оснащена датчиками обнаружения пожара следующего типа:обнаружение дыма (надстройка, грузовые трюма, МО и кладовые помещения);о ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpostand.ru