На более высоком уровне (в основном в сфере компетенции государства и межгосударственного регулирования) к организационным методам обеспечения безопасности мореплавания относятся: государственный надзор за морскими судами (технический, административно-технический, административный); дипломирование моряков, оперативно-дежурная служба по наблюдению за судами в море и т.д.
Эргономические методы обеспечения безопасности мореплавания охватывают сферу человеко-машинных взаимодействий. К этой группе относятся следующие методы: оптимальное распределение функций между человеком и машиной, организация рабочих мест судовых специалистов, обеспечивающих безопасность плавания; применение средств отображения информации и органов управления, отвечающих психофизиологическим возможностям оператора; гармонизация рабочей среды, снижающая напряжение и утомляемость операторов; тренажерная подготовка судовых специалистов.
Информационные методы обеспечения безопасности мореплавания характеризуются тем, что в них предметом деятельности является информация, сообщаемая посредством тех или иных материальных носителей, но не сами эти носители. К информационным методам можно отнести следующие: издание и использование навигационных и других морских карт, пособий и руководств для плавания, их поддержание на уровне современности; передача и прием оперативной навигационной информации; передача и прием гидрометеорологической информации; передача и прием сообщений о бедствии, сообщений с сигналами срочности и безопасности;
Правовыми методами обеспечения безопасности мореплавания регулируются отношения между людьми в связи с безопасностью мореплавания.
Действие технико-правовых норм как методов правового регулирования обусловлено заложенными обязательствами сторон (в нормах договорного характера) или санкциями. Применительно к судну (как учреждению) такими санкциями могут быть ограничение района плавания, недопущение выхода в море и т.п., к отдельно взятому физическому лицу – дисквалификация, привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Социальные методы обеспечения безопасности мореплавания, опосредствованно регулируя уровень безопасности, тем не менее, оказывают на него исключительно большое, если не решающее воздействие. Именно они определяют мотивацию работников к деятельности, от которой – как в личном, так и в общественном плане – зависит успешность деятельности.
Социальные методы также обеспечивают защищенность работника от физических и эмоциональных перегрузок, вызванных чрезмерной интенсивностью труда и долговременным пребыванием в экстремальных и сверхэкстремальных условиях. К социальным методам обеспечения безопасности мореплавания можно отнести следующие: поддержание высокой престижности профессии, рациональный режим труда и отдыха, достойное материальное вознаграждение за добросовестную работу, обеспечение высокого уровня охраны труда, обеспечение комфортных условий труда и жизни; распределение обязанностей, в максимальной степени освобождающее специалистов, занятых обеспечением безопасности мореплавания, от не связанных с этим функций.
Рассматриваемые методы обеспечения безопасности мореплавания имеют различную степень разработанности и неодинаковую степень внедрения в практику обеспечения безопасности. Наиболее разработаны и наиболее последовательно используются технические методы, во всяком случае, на стадии проектирования и строительства судов. Использование организационных методов, в особенности на конкретных судах, отличается большой неоднородностью, о чем свидетельствует анализ аварийных случаев, значительная часть которых обусловлена неудовлетворительной организацией вахтенной службы, борьбы за живучесть и т.п.
Популярное на сайте:
Транспортная характеристика грузов
Мясо мороженое Погрузка в вагоны мяса и мясопродуктов разрешается после их осмотра транспортным Госветсаннадзором. О назначенном времени погрузки мяса и мясопродуктов начальник станции обязан известить транспортный Госветсаннадзор не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку. Мясо и мясоп ...
Расчет численности ремонтных и вспомогательных рабочих
Определим численность ремонтных рабочих NPP=(TTO+0,94×TP)/1820 + 0,06×TTP/1610 (62) NPP =(112059,83+0,94×106880,82)/1820+0,06×106880,82/1610=120 где 0,06 доля окрасочных работ в годовом объеме ТР,1610, 1820 годовой фонд рабочего времени для маляра и других профессий соответс ...
Техническое нормирование растачивания отверстия в верхней головке шатуна
Ш1 = 29,5 мм; Ш2 = 29,75 мм; сталь 40Р; НВ 217-248; Вертикальный алмазно-расточной станок 2А78 (код 381827); Резец 2140-0001 ГОСТ 18882-73 с углом в плане =60° с пластинами из твёрдого сплава Т15К6; ℓ = 36 мм Определение основного времени , где Z – расчётная длина обработки, мм; n – частота в ...