При напластовании различных видов грунтов (кроме растительного) крутизну откоса для всех пластов назначают по более слабому грунту (с меньшей крутизной). Для отрывки выемок глубиной более 5 м крутизна откоса устанавливается по расчету исходя из значений угла внутреннего трения (сигма) и удельного сцепления грунта (с) с учётом нагрузки на берме откоса. Ориентировочно крутизну откоса таких выемок в непереувлажнённых грунтах для средних значений (сигма) и (С) можно принимать по таблице 1.1. При необходимости отрывки выемок ниже УГВ, где будут обводнённые грунты, крутизну и откосов принимают по таблице 1.2 /2/.
Таблица 1.1 - Расчетная максимально допустимая крутизна откосов
Группа грунта |
Грунт |
При глубине выемки, м | |||
5-6 |
6-8 |
8-10 |
10-14 | ||
I |
Песок (влажный ненасыщенный) |
1 : 1,25 |
1 : 1,5 |
1 : 1,75 |
1 : 2 |
II |
Супесь |
1 : 1 |
1 : 1,25 |
1 : 1,5 |
1 : 1,75 |
I, II |
Суглинок |
1 : 0,85 |
1 : 1 |
1 : 1,25 |
1 : 1,5 |
III, IV |
Тяжелый суглинок, глина |
1 : 0,75 |
1 : 1 |
1 : 1,25 |
1 : 1,5 |
Таблица 1.2 - Допустимая крутизна откоса в обводнённых грунтах
Грунт |
При глубине выемки, м | |
до 2 |
более 2 | |
Песок: мелкозернистый средне- и крупнозернистый |
1:1,5 1:1,25 |
1:2 1:1,5 |
Суглинок |
1:0,67 |
1:1,25 |
Гравелистый и галечниковый (гравия и гальки свыше 40%) |
1:0,75 |
1:1 |
Глина |
1:0,5 |
1:0,75 |
Разрыхлённый скальный |
1:0,25 |
1:0,25 |
Однако не всегда имеется возможность отрывки котлована или траншей с наклонными откосами необходимой крутизны, чтобы обеспечить их устойчивость. Такое, в частности, может быть при отрывке выемок в стеснённых условиях городской застройки и тогда приходится их отрывать с вертикальными откосами.
Популярное на сайте:
Технологический расчет
производственных зон, участков и складов
Расчет площадей зон ТО и ТР Fз = fa*Xз*Kп (37) где fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2; Xз – число постов; Kп – коэффициент плотности расстановки постов. Коэффициент Kп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочим ...
Исследование неравномерности
пассажиропотоков дальнего назначения
Методы математической статистики находят применение в теории и практических расчетах по управлению процессами перевозок. Использование этих методов в основном ведется в двух направлениях: 1) изучение неравномерностей отдельных, показателей (вагоно- и поездопотоков, простоя подвижного состава на ста ...
Определение измерителей использования электровоза
На основании исходных данных распределить количество пар поездов по зонам и часам суток и занести в таблицу 1. Таблица 1 – Распределение пар поездов по зонам и часам суток Часы местного времени Количество пар поездов % поездов «ТУДА» «ОБРАТНО» % ПО ЗОНАМ % ПО ЗОНАМ I II I II 0-2 5 10 3 2 2 3 5-9 14 ...