Охлаждение двигателя

Страница 2

Современная система охлаждения двигателя выполняется водяной, принудительной и закрытой, а также воздушной.

Водяная рубашка и радиатор

Водяные рубашки цилиндров являются составной частью блока цилиндров и головки.

Важное значение для охлаждения цилиндров имеют размеры рубашек с водой, окружающих цилиндры. Эти рубашки заканчиваются за нижним положением поршневых колец или размещаются по всей длине цилиндра. Длинные рубашки способствуют отводу тепла и снижению температуры масла в системе смазки. Между стенками соседних цилиндров оставляются свободные проходы для охлаждающей воды, что улучшает отвод тепла из мест его наибольшей концентрации (между близко располагающимися горячими стенками цилиндров) и устраняет возможность неравномерной деформации цилиндров от нагрева их в поперечном сечении. Достижению этой цели способствует также расположение боковых клапанов с небольшим наклоном, поэтому пространство между стенками газопроводных каналов и цилиндров несколько увеличивается.

Общее устройство радиатора показано на рис. 2б,а. Его главная часть — охлаждающая сердцевина 5 — вверху связана с верхним бачком 2, а внизу — с нижним 7; каждый бачок имеет по патрубку 9 и 8; из верхнего бачка выводится трубка 4 для отвода пара при закипании воды. Закрывается радиатор крышкой .

Радиатор монтируется в рамке 3 и крепится к кронштейнам или раме автомобиля на резиновых подушках 6.

Главная часть радиатора, его охлаждающая сердцевина, бывает трубчато-пластинчатой и трубчато-ленточной, а также сотовой.

В пластинчатом радиаторе (рис. 26, б) охлаждающая часть составлена из овальных трубок, расположенных в шахматном порядке; по ним проходит вода, а между ними — воздух; поперек трубок расположены пластины, увеличивающие поверхность охлаждения.

В ленточном радиаторе (рис. 26, в) между рядами овальных трубок размещена широкая гофрированная лента, образующая большую поверхность охлаждения (автомобили ЗИЛ-130, ЯМЗ-236). Концы трубок припаяны к бачкам радиатора.

Поверхность охлаждения для легковых автомобилей 1,35-0,2 л2 на 1 кет (0,1-0,15 л2 на 1 л. с; для грузовых—0,2-0,4 мг на 1 кет (0,15-0,3 м2 на 1 л. с.) мощности двигателя.

Наиболее рациональной формой сердцевины радиатора является квадратная, а охватываемая вентилятором площадь должна быть равна лобовой поверхности сердцевины.

Основные детали радиатора (пластины, трубки, коробки) изготовляют из латуни, а ленту — из меди.

Для изоляции системы охлаждения от окружающей атмосферы верхний бачок радиатора имеет специальную крышку (пробку) (см. рис. 26). К крышке радиатора (рис. 27) подходит трубка 1; в ней имеется два клапана: паровой 2, находящийся под воздействием большой пружины, и воздушный 3, управляемый маленькой пружиной. Клапаны смонтированы в колпаке 4, прижимаемом к горловине круглой гофрированной пружиной.

При повышении давления в радиаторе до 0,13 Мн/м2 (1,30 кГ/смг) за счет образования пара от кипения воды пар поднимает выпускной клапан 2, преодолевая давление большой пружины, и попадает в отводную трубку и далее в атмосферу; при понижении давления от охлаждения всей системы открывается впускной клапан 3 и воздух из атмосферы через отводную трубку проникает в радиатор.

Иногда перед радиатором располагаются створики-жалюзи, при помощи которых регулируется проход воздуха через радиатор; управляются эти приспособления от руки из кабины водителя обычно тросовым приводом (двигатель ЗИЛ-130).

Вентилятор и насос

Вентилятор 2 (см. рис. 25) обеспечивает интенсивное протекание воздуха через охлаждающую часть радиатора, что создает необходимое понижение температуры воды в радиаторе. Устройство вентилятора (автомобиль ЗИЛ-130) показано на рис. 28: лопасти 17 крепятся к ступице 16 шкива 18, несущего приводные ремни 19, 20, 21; ступица сидит на валу 14, опирающемся на подшипники 13 и 11, которые расположены в корпусе . Количество лопастей бывает четыре или шесть; для сокращения вибрации и шума лопасти располагают попарно под разными углами.

Вентиляторы разделяются по типу размещения обычно в верхней части двигателя): отдельно от водяного насоса (двигатель ЯМЗ-236) или совместно с водяным насосом (двигатели ГАЗ-53, ЗИЛ-130).

Для привода вспомогательных агрегатов двигателя, в том числе вентилятора и водяного насоса, служат ременные передачи (рис. 29). Эти приводы обычно объединяются с приводами других агрегатов, действующих от двигателя. Так, в комплекте приводов двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 29) от переднего шкива коленчатого вала, идут два привода: один (левый) на генератор (шкив 4) и вентилятор (передний шкив 7 на рис. 29 и ремень 19 на рис. 28) и другой (правый) от заднего шкива коленчатого вала к насосу рулевого усилителя (шкив 9) и вентилятору (ремень шкива 20, рис. 28); от вентилятора передача идет на шкив 5 компрессора (ремень 21 на рис. 28). При таком сочетании ремней регулировка натяжения для вентилятора производится одновременно с регулировкой натяжения для генератора и насоса рулевого усилителя.

Страницы: 1 2 3

Популярное на сайте:

Физические процессы при функционирование ГБО
Физические процессы, происходящие при обследовании грунта и обнаружении объектов поиска, схематично представлены на рис.3. Носитель H гидролокатора бокового обзора буксируется со скоростью Vв на расстоянии h от поверхности грунта, просматривая дно зондирующими посылками (рис.3 а). На антенну А, раз ...

Неисправности световых приборов. Правила эксплуатации
Система освещения и световой сигнализации исправна, если все световые приборы нормально функционируют, обеспечивая заданные выходные характеристики. Она считается частично исправной, если передает полную информацию об автомобиле другим участникам движения, но не обеспечивает получения водителем нео ...

Определение годового объема работ
Количество автомобилей подлежащих населению: (3.1) где А – численность населения; n – число автомобилей на 1000 жителей (233); Годовое число заездов на СТО определяется: (3.2) где К=0,95 – коэффициент, учитывающий число владельцев транспортного средства, пользующихся услугами СТО; ККР=0,83 – коэффи ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpostand.ru