Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных показателей.
Продолжительность работы автомобиля включает время нахождения на линии и время в наряде.
Время нахождения на линии - это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета времени на обеденный перерыв и отдых шофера.
Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузка, выгрузка и т.д.).
Высокой эффективности использования автомобилей можно добиться путем:
уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные операции;
повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;
своевременной подготовки товаров и документов к перевозке;
применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров;
применения прогрессивных методов транспортировки. Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля - это отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонно-километрах, т.е. учитываются вес и расстояние.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля зависит от вида груза, его объемного веса, формы, вида упаковки и т.д. В зависимости от этого все грузы делятся на четыре класса: I - 1,0; II - 0,71-0,99; III - 0,51-0,70; IV 0,40-0,50.
Пути повышения использования грузоподъемности автомобиля:
применение более рациональных способов укладки;
усовершенствование кузова автомобиля;
использование прицепов и полуприцепов;
установление соответствия между формами и размерами кузова и транспортной тары и т.д.
Коэффициент использования пробега это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта нерпой погрузки и от пункта последней разгрузки до гаража) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).
Пути повышения коэффициента:
снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;
рациональный выбор автотранспортных предприятий (ближе к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);
выбор рациональных маршрутов движения и графиков завоза товаров;
диспетчеризация движения транспорта и т.д.
Скорость движения автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.
Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, необходимых остановок (светофоров) и т.д.
Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.
Повышению эксплуатационной скорости способствуют:
увеличение технической скорости;
устранение непроизводительных простоев;
сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и др. Отношение эксплуатационной скорости к технической
представляет собой коэффициент времени движения.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам исходя из грузоподъемности автомобиля, тина кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погру-зочно-разгрузочных работ (ручные и механизированные). За простой автомобилей сверх норм предусмотрены штрафные санкции.
Пути сокращения простоев автотранспорта:
разработка четких графиков завоза и отпуска товаров;
повышение уровня механизации погрузочно-разгрузоч-ных работ;
расширение прогрессивных технологий товароснабже-ния;
рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.
Использование парка подвижного состава характеризуется показателями технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности определяется как отношение автомобиле-дней парка в готовом для эксплуатации состоянии к списочному количеству автомобиле-дней нахождения подвижного состава на предприятии.
Коэффициент выпуска подвижного состава - это отношение количества автомобиле-дней эксплуатации автомобилей к списочному количеству автомобиле-дней нахождения их на предприятии.
Использование габарита - это отношение площади кузова к площади, занимаемой автомобилем. Чем этот коэффициент выше, тем больше легковесных грузов можно разместить в кузове автомобиля.
Экономичность автомобиля характеризуется топливной экономичностью, под которой понимается расход топлива на 100 ткм или 100 км пробега.
Производительность автомобиля измеряется количеством выполненных тонно-километров (грузооборот) или перевезенных тонн товаров (объем перевозок) за определенное время.
Популярное на сайте:
Поперечные профили земляного полотна на перегоне
Конструкция и размеры балластной призмы должны соответствовать техническим условиям, предусмотренным приказом МПС №12-Ц, СНиП 32–01–95 «Железные дороги колеи 1520 мм», и типовым поперечным профилям балластной призмы для класса и группы пути: Ширину основной площадки вновь проектируемого земляного п ...
Расчет затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин
Сумма затрат на восстановление и ремонт автомобильных шин может быть определена одним из двух способов: а) По удельным затратам на 1000 км пробега Сш = Цш * Кш * Lобщ * Hш/100 * 1000 , (3.11) Где Сш - затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин, руб.; Цш - оптовая цена одного комплекта шин ...
Автономный управляемый катер с гидролокатором бокового обзора
Предназначен для поиска объектов, в том числе малоразмерных, на дне и в толще воды. Рис.№5. Автономный управляемый катер с ГБО. Устройство представляет собой радиоуправляемый малоразмерный катер с установленном на нем гидролокатором бокового обзора. Катер обеспечивает высокоточные обследовательские ...