Прототип В. – небольшой емкости повозка, представлявшая собой ящик передвигавшийся по деревянным рельсам на горных предприятиях вначале вручную, а затем конной тягой. Впервые появился в Англии, затем в Германии. В 1786 г. ирландец Р.Л. Эджуорт предложил составлять поезда из таких повозок. Создание вагона связано с открытием конночугунных дорог, первая из которых построена в графстве Суррей близ Лондона. На этой дороге конной тягой перемещались пассажирские и грузовые повозки. На Алтае П.К. Фролово в 1810 г. построил первую в России Змеиногорскую конночугунную дорогу с трехвагонными составами. Железнодорожный состав из 12 грузовых вагонов и 21 пассажирского с правой тягой испытан при открытии дороги между Стоктоном и Дарлинггоном (Англия) в 1825 г.
Достижения в вагоностроении были продемонстрированы при открытии Манчестер-Ливерпульской железной дороги в Англии (1830 г.), на котором присутствовали специалисты – путейцы многих стран, в том числе и России.
В России первые грузовые и пассажирские вагоны различных типов построены на Александроском заводе в 1846 г. Это были крытые четырехосные вагоны и платформы с центральной сцепкой без буферов грузоподъемностью 8,2 тонны. В 1855 году построены первые двухосные вагоны грузоподъемностью 6,5–10 тонн; с 862 г. стали строить вагоны – ледники для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов; в 1872 появились цистерны двухосной конструкции и специальные вагоны (для перевозки живой рыбы, молочных продуктов, песка и т.д.). В 1892 г. создан грузовой вагон «нормального» типа грузоподъемностью 12,5 тонн. В 1905 г. грузоподъемность грузовых вагонов в России была увеличена до 15 тонн, а в 1911 до 16,5 тонн. В конце 19 века, наряду с созданием новых типов вагонов, совершенствуется конструкция кузова рессорного подвешивания, тяговых приборов, буферного устройства, тормозов и т.д. К 1917 г. парк грузовых вагонов в основном состоял из двухосных вагонов 5%, цистерн 6% и прочих 4%. Средняя грузоподъемность 15,1 тонна.
Первые пассажирские вагоны в России появились на Царскосельской железной дороге, открытой в 1837 г. Они имели вид карет. В 1846–1851 гг. на Александровском заводе было построено 239 различных пассажирских вагонов, а в 1865 г. К.И. Рехиевский сконструировал тележку с двойным рессорным подвешиванием, обеспечивавшим плавных ход. Пассажирские вагоны были оборудованы креслами (в 1-м и 2-м классах), и только в 1866 г. введены первые спальные вагоны в скорых поездах Петербург-Москва (в 1867 с США созданы специальные вагоны системы Пульмана). Парк пассажирских вагонов был весьма разнообразен и стоял главным образом из 2-, 2- и 4-осных вагонов, в основном с деревянными рамами и кузовами, с печным или водяным отоплением (индивидуальная для каждого вагона) или с паровым от специального вагона – котельной; освещение свечное, редко газовое; почти все пассажирские вагоны имели автоматические тормоза, сквозную упряжь с винтовой сцепкой и буферами. Нормализация пассажирских вагонов началась с постройкой в 1896 г. четырехосного вагона длиной 18 м. В 1906 г. были построены двухэтажные пассажирские вагоны с тележками системы Рыковского.
За годы советской власти вагонный парк коренным образом обновлен. В 1931 г. прекращено строительство старых типов вагонов и организовано производство крытых 2- и 4-осных грузовых вагонов грузоподъемностью соответственно 20 и 50 тонн, платформ 20, 50, 60 тонн цистерн 24, 45, 50 тонн; 4-осных саморазгружающихся полувагонов грузоподъемностью 60 тонн; хопперов 25, 60 и 70 тонн со стальной рамой и хребтовой балкой, позволяющей устанавливать автосцепку.
Популярное на сайте:
Тяговая характеристика трактора ВТ-100Д
На тракторе ВТ-100Д c пятискоростной коробкой передач установлен дизель Д-442-24И Ne=95,6кВт ОАО «Алтайдизель» с полкой постоянной мощности, основные показатели которого приведены в таблице 33, а скоростная характеристика представлена на рисунке 23 и в таблице 34. Таблица 33 Основные показатели диз ...
Сравнение технологических схем сбора и транспортировки твердых бытовых
отходов к местам обезвреживания
Необходимо сравнить три технологические схемы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов к местам обезвреживания: 1. Технологическую схему сбора и транспортировки твердых бытовых отходов, изложенную в п.2. (сбор мусоровозами и контейнеровозами малой вместимости с доставкой через пункт 6 на пол ...
Эффективность использования автотранспорта
Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных показателей. Продолжительность работы автомобиля включает время нахождения на линии и время в наряде. Время нахождения на линии - это время с момента выхода автомобиля из гаража до его воз ...