Суть метода временной пригрузки (рис. 1) состоит в приложении нагрузки Pпр, большей на ΔP, чем Ppacr, в результате чего расчетные осадки Spacr с заданной степенью консолидации U завершаются за время tпр значительно меньшее, чем время tu при обычной консолидации (без ускорения осадки). Об эффективности временной пригрузки можно судить по времени ускорения осадок tуск:
tуск=tu-tпр, (1)
Рис. 1. Расчетная схема к применению метода временной пригрузки
Однако принятое допущение не окажет существенного влияния на конечный результат, поскольку определяются не абсолютные значения t, а их разность. С учетом этого:
(2)
где Тпр –
консолидационный параметр, соответствующий относительной осадке λпр (для пригрузки); Тpac – консолидационный параметр, соответствующий расчетной осадке λpacr (для расчетной нагрузки); С – коэффициент переуплотнения; U – степень консолидации.
Параметры Тpacr и Тпр (в сутках) определяют по следующим формулам:
(3)
где λсж.pacr, λсж.пр – относительные деформации сжатия слабого основания от нагрузки Рpacr и Pпр (в МПа), вызывающе соответственно осадки Sсж.pacr и Sсж.пр (в см).
С учетом этого получим:
(4)
Из выражения (3) определим отношение:
(5)
где d=Δp/Ppacr – коэффициент перегрузки основания; Δp – величина временной пригрузки.
Тогда:
(6)
Анализ формулы для определения tуск показывает, что эффективность временной пригрузки зависит от сжимаемости торфяного основания (λсж.pacr и C=Δλ/λсж.pacr), величины нагрузки (Ppacr и d = Δp/Ppacr) и требуемой степени консолидации U. При этом увеличение Sсж.pacr и U всегда ведет к увеличению tуск, т.е. чем больше осадка и выше требования в отношении стабильности земляного полотна, тем эффективнее применение временной пригрузки. Увеличение коэффициентов с и d ведет к росту tуск, а следовательно, и к повышению эффективности пригрузки. Но коэффициенты С и d зависят от Sсж.pacr, Ppacr, что указывает на сложный характер влияния величины расчетной осадки и расчетной нагрузки на эффективность временной пригрузки.
Из приведенных соотношений следует, что должно существовать минимальное значение коэффициента перегрузки, при котором временная пригрузка будет неэффективна в отношении ускорения осадок. Минимальные значения коэффициента перегрузки можно найти из уравнения (6) при ускорении tуск = 0:
(7)
Используя для определения параметра С компрессионную зависимость Л.С. Амаряна, получим (для торфяных грунтов):
(8)
где l0 – коэффициент начальной пористости торфа; Ppacr – расчетная нагрузка, МПа.
Для зависимости (8) построен график (рис. 2), который позволяет определить минимальное значение коэффициента перегрузки в зависимости от требуемой степени консолидации основания и комплексного показателя (1+ l0)Ppacr
В частности, при изменении коэффициента пористости торфа l0 в пределах 8-14 (интервал изменения l0 для болот 1 строительного типа) минимальные значения коэффициента перегрузки dmin можно определить по табл. в зависимости от требуемой степени консолидации U и расчетной нагрузки Ppacr.
Таким образом, приведенные данные показывают, что основными факторами, определяющими выбор величин временной пригрузки, являются сжимаемость слабого грунта, величина уплотняющей нагрузки и требуемая степень консолидации основания. Исходя из этого, при строительстве дорог на болотах с усовершенствованными покрытиями (U = 0,90-0,95; lо = 8-14; Ppacr = 0,03-0,06 МПа) коэффициент перегрузки принимается не менее 0,15-0,20.
Популярное на сайте:
Короткая техническая характеристика двигателя
Автомобиль ЗИЛ 130 - двухосный грузовой автомобиль-тягач. Предназначен для перевозки различных грузов и людей, буксировки прицепных систем. ЗИЛ-130 Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +55 до -45 градусов, относительной влажности до 80% и в районах до 3000 м над уровнем ...
Проблемы, требующие решения при работе кранов в траншеях, котлованах,
у откосов, на слабых грунтах
Основной проблемой требующей решения при работе кранов на краю откоса котлована и траншеи является опасность обрушение крана в траншею или котлован, чтобы исключить опасность обрушения кран должен быть установлен с соблюдением расстояний, указанных в таблице 1.3. При глубине котлована более 5м и пр ...
Определяем эксплуатационное число автомобилей по всем трем маршрутам
(3.24) Определяем списочное число автомобилей по маршрутам (3.25) где αв – суточный коэффициент выпуска автомобилей Определяем автомобиле-дни в хозяйстве (3.26) где Дк – календарный период времени, за который определяются технико-эксплуатационные показатели (250 дней, год). Определяем автомоби ...