В соответствии с НШС-82 элементы поворотливости представлены в таблице маневренных элементов в виде графика циркуляции с полного переднего хода на правый и левый борт в грузу и в балласте с положением руля «на борт» (β = 35°) и «на полборта» (β =15÷20°). При решении данной задачи предполагается, что будут использованы диаграммы циркуляции, приведенные на рис. 2.6. Следует иметь в виду, что параметры фактической циркуляции судна могут существенно отличаться от табличной в зависимости от скорости судна, его посадки (крена и дифферента), соотношения осадки и глубины, направления и силы ветра и волнения.
Рис. 2.6. Диаграммы циркуляции
При изменении курса судном относительное местоположение цели будет перемешаться по криволинейной траектории от точки М1 на ЛОД (в момент начала маневра нашего судна) до точки F на ОЛОД (в момент окончания маневра). В дальнейшем цель перемещается по ОЛОД, смещенной на расстояние ΔDЦ (Реальное относительное перемещение цели будет сложнее. Вследствие падения скорости нашего судна на циркуляции ОЛОД не будет параллельна вектору V01 до тех пор, пока наше судно вновь не наберет на прямом курсе первоначальную скорость хода. В данном случае падение скорости хода на циркуляции частично компенсирует ΔDЦ. Во многих случаях (например, при расхождении со встречной целью) вследствие падения скорости судна на повороте ΔDЦ значительно увеличивается).
Рис. 2.7. Учет циркуляции
Учет циркуляции возможен следующими способами:
1) Способ условной упрежденной точки.
ОЛОД проводится не из точки M1 местоположения судна-цели в момент начала маневра, а из условной упрежденной точки М, отнесенной по ЛОД вперед на время упреждения tупр. В первом приближении в качестве tупр принимают половину времени поворота. Таким образом, при этом способе учета циркуляции поворот судна начинается на tупр =0,5 tман раньше, чем цель придет в точку, из которой проведена ОЛОД.
Способ наиболее часто применяется на практике, более точен для встречных целей и менее точен для целей, идущих сходящимися курсами. Неприменим при повороте под корму судна-сателлита, так как в этом случае Vo = 0 и при любом tупр точки М и Mt совпадают.
2) Способ относительного промежуточного курса.
Из графической прокладки находят требуемый угол изменения курса; из таблицы маневренных элементов по углу отворота находят время, затрачиваемое судном на поворот, tман; угол промежуточного курса и промежуточное плавание Sпр; из точки М1 позиции цели в момент начала поворота откладывают за время поворота; из конца вектора
в сторону, обратную промежуточному курсу, откладывается промежуточное плавание Sпр; через начало вектора Sпр проводится ОЛОД параллельно
.
Способ точен, но трудоемок. При решении задач расхождения на мостике судна не применяется. Применяется при разборе аварий и в качестве эталонного при оценке точности приближенных способов.
3) Способ введения поправки в Dзад.
Как показывают расчеты, при изменении курса нашего судна на угол до 90° ошибки в Dзад вследствие инерционности поворота не превышают тактическою радиуса циркуляции. При больших углах поворота достигают диаметра циркуляции. В этом способе Dзад назначается с запасом на максимально возможную ошибку от неучета циркуляции. Этот способ является основным при повороте под корму потенциально опасного судна, идущего параллельным или почти параллельным курсом.
Популярное на сайте:
Анализ грузопотока между Россией Южной Америкой
У России со странами Южной Америки всегда были отлично налажены экономические отношения. Однако целесообразными поставки из Южной Америки в основном стали относительно недавно, после появления прямого морского грузового маршрута в Россию. Ранее приходилось направлять грузы транзитом через другие по ...
Аварийность морского флота. Проблемы безопасности судоходства
Безопасность является основным качеством, необходимым для всех видов транспорта. Особое значение она приобретает в морском судоходстве. Значительные размеры морских судов, рост скоростей движения, увеличение интенсивности движения на морских путях, плавание судов в сложных метеорологических условия ...
Основные тактико-технические характеристики судна
Т/х «Geulborg» – сухогруз, построен на немецком заводе J.J. SIETAS KG HAMBURG Спущенный со стапелей 10.10.1994 г. Находится под надзором Регистра BUREAU VERITAS/06005E. Судовладельцем является Esmeralda Shipping Management A.S. (Германия), порт приписки Willemstad, техническим оператором WAGENBORG ...