Безопасность является основным качеством, необходимым для всех видов транспорта. Особое значение она приобретает в морском судоходстве. Значительные размеры морских судов, рост скоростей движения, увеличение интенсивности движения на морских путях, плавание судов в сложных метеорологических условиях и другие причины делают проблему безопасности мореплавания наиболее приоритетной и актуальной при оценке современного состояния и развития морского судоходства.
Следствиями морских катастроф и серьезных аварий являются человеческие жертвы, экологические проблемы, огромные материальные потери и неподдающийся материальному учету психологический фактор. Вследствие этого каждый инцидент на море требует детального анализа и учета. Основным видом информации об аварийности мирового флота в настоящий момент являются статистические данные по авариям и гибели судов, которые собираются и анализируются большинством участников морской индустрии, как в России, так и за рубежом. Снижение числа катастроф и аварий, то есть обеспечение повышения безопасности судоходства, требует обобщения статистики аварий, научного анализа статистических данных и формулирования результатов этого анализа в виде конкретных предложений. Статистические данные об авариях и морских катастрофах – это не просто учет проблем и трагедий на море. Обработанные материалы статистики позволяют установить причины случившегося и направить усилия науки и практики в области решения проблем и задач для снижения и исключения аварий и гибели судов. Только практика является критерием познания, а статистика в данном случае – инструмент и отражение практики.
Однако стоит отметить, что с ростом технического прогресса, совершенствования навигационного оборудования число катастроф и аварий на море не сократилось.
Особых успехов достигла наука в области всех форм морской навигации. В частности, в настоящее время в развитии навигационного приборостроения, в разрешающих способностях навигационных средств и в практике судовождения достигнут значительный прогресс. Электронная картография, спутниковая навигация, совершенствование систем управления судами и энергетическими установками активно развиваются и вселяют уверенность в благоприятном решении проблем безопасности мореплавания, сокращении аварийности судов и снижении числа морских катастроф.
Дальнейшее развитие науки судовождения, программ подготовки морских кадров, совершенствование проектирования морских судов и судостроения должны опираться на опыт эксплуатации. Важнейшим фактором этого опыта являются результаты научного анализа причин крупных аварий и особенно морских катастроф. Чтобы их выявить, необходимо установить рейтинг важности по числу погибших судов за определенный период эксплуатации. Английский Регистр Ллойда ежегодно публикует статистику гибели судов различных государств флагов, различных типов, возрастов с указанием причин гибели. Анализ статистических данных Регистра Ллойда и выявили ряд закономерностей, учет которых может быть использован для разработки конкретных мер по обеспечению безопасности морского судоходства.
Статистика аварийности в зависимости от типов аварий, приведших к полной гибели судов за период 2001–2007 представлена в табл. 1.1 [1].
Табл. 1.1. Типы аварий, приведшие к гибели судов, по годам
Типы аварий |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Ср. Знач. |
Ср. геом |
Ср. гарм |
Мат. ожид-е |
Затонуло |
74 |
69 |
76 |
54 |
55 |
49,7 |
44,4 |
68,3 |
67,7 |
67,0 |
69,3 |
Пожар/ взрыв |
23 |
30 |
18 |
19 |
16,5 |
14,1 |
11,7 |
22,5 |
22,0 |
21,6 |
23,5 |
Столкновение |
21 |
16 |
19 |
11 |
10 |
7,3 |
4,6 |
16,8 |
16,3 |
15,8 |
17,6 |
Навал |
2 |
1 |
5 |
4 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
3,0 |
2,5 |
2,1 |
3,8 |
Посадка на мель |
28 |
24 |
24 |
20 |
18 |
15,6 |
13,2 |
24,0 |
23,8 |
23,7 |
24,3 |
Пропало без вести |
7 |
1 |
1 |
1 |
-2 |
-3,8 |
-5,6 |
2,5 |
1,6 |
1,3 |
5,2 |
Поломка корпуса / двигателя |
0 |
2 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
2,3 |
2,0 |
1,7 |
3,0 |
Другое |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
1,0 | ||
Итого |
155 |
144 |
144 |
113 |
107,5 |
94,9 |
82,3 |
139,0 |
138,0 |
137,0 |
140,8 |
Популярное на сайте:
Определение уровня производительности труда
Производительность труда на автомобильном транспорте принято измерять количеством транспортной работы, приходящейся на одного среднесписочного работника эксплуатационного контингента (водителя) или на одного среднесписочного работающего в автотранспортном предприятии. При натуральном методе произво ...
Питание устройств сигнальной установки
Основным источником питания служит одноцепная или двухцепная высоковольтная линия автоблокировки. В случае отключения основного питания предусматривается переключение на резервное питание переменным током при помощи аварийного реле А типа А2-220. Рис. 2.20. Схема контроля питания сигнальной установ ...
Техника безопасности при
выполнении основных работ
На автотранспортных предприятиях организация и ведение работ по охране труда возложены на инженера (старшего инженера) по охране труда, подчиненного главному инженеру предприятия. В зоне ТО-1 ТОО «Автопарк» основные обязанности по охране труда возложены на мастера. Для проведения технического обслу ...